История поселения
Костенеевское сельское поселение Костенеевское сельское поселение

ОЧЕРК ОБ ИСТОРИИ СЕЛА КОСТЕНЕЕВА

История нашего родного края уходит в глубины древнейшего прошлого человечества. Более ста тысяч лет назад, в те времена, когда современные районы Татарстана с запада и севера окаймляли толщи ледника, на берегах Волги и Камы появились первые люди - люди ашельской эпохи раннего палеолита.

С восьмого по тринадцатый века до нашей эры на берегах Волги и Камы, от устья рек Суры и Ветлуги на западе, до верховий Белой и Камы на востоке, продолжали обитать местные финно-угорские племена, археологически известные под именем ананьинских. Поселки ананьинских племен, расселявшихся небольшими группами, обычно располагались по высоким, естественно укрепленным берегам реки, и нередко имели земляные укрепления. Такого рода поселки-городища в Татарстане находятся в частности у сел Котловка на Каме и Свиногорье на Вятке.

Племена занимались земледелием и охотой. Кузнецы-металлурги, захоронения которых исследованы в могильниках у сел Ново-Мордово и Котловка, занимались добычей металла и изготовлением орудий, оружия и украшений из меди, бронзы и железа. Были распространены также орудия и различные поделки из кости и дерева. Для всех ананьинских поселений обычны обломки различной величины круглодонных чаш и горшков, нередко украшенных по верхней части ямочно -шнуровым орнаментом.

Исследователи обнаружили на каменных надгробьях изображения оружия; на могильниках военных вождей были изображены воины.
О названии нашего села живет такая легенда:
«Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву... Эти события нашли свое отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют ...».

Говорят, в далекие времена в наших краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.

Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная храмом Иоанна Предтечи. Кроме Костенеева в приход церкви входили Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.

В 50-60 -х годах восемнадцатого века они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть».

Об этих событиях более подробно описано в рукописи нашего земляка, члена партии с 1919 года Степана Григорьевича Кашина. Заглядывая в прошлое, он рассказывает о героической борьбе крестьян, длившуюся почти два года, о тех кровавых событиях, которые глубокими ранами были нанесены им, которые долго не заживали и... «порождали не немую покорность, а затаенную ненависть и сопротивление, пусть даже пассивное. Мужики не собирались на сходы, как прежде, не сговаривались между собой, но в отношении заводской работы были единодушны - они отказывались работать.

Эти кровавые события были прологом надвигавшихся еще более грозных событий. Спустя десять лет в этих краях прокатилась крестьянская война под водительством Емельяна Ивановича Пугачева.»

В наших краях с началом крестьянской войны 1773-1775 годов действовал крупный отряд в 1700 человек под руководством Кузмета Ишметова.

В восемнадцатом и девятнадцатом веках и особенно в начале двадцатого века в Костенееве быстро развиваются различные промыслы, ремесла. Обработкой кожи занимался Тимофей Гладышев, маслозавод имел Павел Гладышев, шерстобитню - Василий Веревкин. Они нанимали до пяти человек работников. Жители разводили скот: лошадей коров, овец, птицу. Сеяли разные хлеба. Улучшались орудия труда, появлялись первые машины: жнейки, конные косилки, полностью металлические плуги. В качестве двигателя использовали ветряные и водяные колеса, а также коногоны.

В селе действовала церковноприходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.

Археологические памятники

Свиногорское городище.

Оно находится к западу от села Свиногорье и известно у местного населения под названием «Каравашек». Площадка городища занимает мыс треугольной формы, между двумя оврагами, защищенный с восточной стороны серпообразным валом и рвом. (Длина стрелки - 142 метра, ширина - до 33 метров. Длина вала, уже частично разрушенного, - 33 метра при ширине в 12 метров и высоте до 2,5метров). Поверхность площадки задернована, но когда-то распахивалась. Городище было открыто местным учителем Н.Савельевым в 1882 году, который исследовал вал городища и установил, что он частично сложен из камней. Впоследствии там неоднократно проводились раскопки.

Котловские городища.

Первое - относится к середине первого, и началу второго тысячелетия нашей эры. Расположено оно к северо-востоку конца деревни Котловка на мысу коренного берега реки Камы, возвышающегося над ее уровнем на 110 метров. Мыс, известный у местного населения под именем «Шишка», образован двумя глубокими и широкими ногами с юга и севера и рекой с востока. Он имеет крутые обрывы с этих трех сторон, но более полого опускается с западной напольной стороны. С западной стороны, ниже площадки городища метров на девять, остатки двух мощных дугообразных валов и рвов. Большая часть площадки городища и ее склоны покрыты лесом.  
Городище было открыто в 1888 году А.А.Спициным. На городище производились раскопки, по их результатам определили, что булгары построили его в середине 1 тысячелетия нашей эры. Но непосредственность укреплений свидетельствует о том. Что булгары недолго пользовались этим наблюдательным пунктом.
Второе городище было также открыто Спицыным в 1888 году. Расположено оно к северу-востоку от восточной окраины деревни Котловка, на мысу. Образованном двумя короткими оврагами и возвышающемся над рекой на 50 метров. Площадка городища, вытянутая с юга-запада на северо-восток и двумя линиями укреплений разделена на две неровные части. Площадки городища ровные и поверхность их задернована. Наблюдения, проведенные при зачистке обнажения, показали, что вал был насыпан на слой подзолистой темно-серой супеси, содержащей фрагменты керамики с примесью толченой раковины в тесте, шлаки, пережженную кость. Это говорит о том, что второе городище долго использовалось. Момент образования исчисляются вторым тысячелетием нашей эры.

В нашем крае еще находится и известный палеонтологический памятник - Котловский могильник Мамонтов.

Архитектурные памятники.

Церковь св. Иоанна Предтечи 

Наше село занимает одно из первых мест в Елабужском районе по количеству архитектурных памятников. Время вступления в действие здания Костенеевской церкви, названной храмом Иоанна Предтечи датируется 1722 годом - самое старое сооружение в районе среди сельских поселений.  Именно тогда, в 1722 году 11 сентября, был освящён Храм Ионна Предтечи или Иоанна Крестителя. Так было положено начало истории Костенеева как села Елабужского уезда.
В то время в приход церкви кроме Костенеева входили Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши.
Впоследствии Костенеевская церковь обустраивалась на деньги мецената К.Н.Щербакова, два придела которой названы в честь его родителей. Хотел также он построить новое здание церкви из белого камня, но события 1914 года помешали этому.
В селе действовала церковно-приходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.
Сильнейший удар по архивам церкви был нанесен КГБ в 60-е годы, многие сведения утрачены, но, к счастью, еще остались старики, коренные жители, которые сохранили память о тех временах.
Церковь особая, во-первых, она не закрывалась, во-вторых, в ней есть много чудотворных икон, привезённых из Афин, из Греции, с Иерусалима. Мощи, то есть часть тела апостола Андрея Первозванного, брата апостола Петра, и мученика Трифона, которые лежат в Италии, в Москве и в селе Костенееве.
Есть ещё в храме большой подарок – земля от гроба Господня, с Иерусалима, потому в церкви много благодати Святого Духа, которая исцеляет, очищает, успокаивает всех, приходящих с верою в наш храм.

Дата создания: 16-03-2017
Дата последнего изменения: 16-03-2017
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *